Адаптированная основная общеобразовательная программа рекомендуется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), получающим начальное, основное и среднее общее образование. Всем остальным обучающимся с ОВЗ рекомендуется адаптированная образовательная программа.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Кроме того, статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование каждого.
Вместе с тем в настоящее время ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее – приказ), в том числе и в части возраста обследуемых. А именно, планируется не указывать возраст обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно Закону об образовании РФ ПМПК определяет специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ.
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В случае, если обследуемый нуждается в каких-либо занятиях с логопедом, психологом, дефектологом, то на них распространяется действие статьи 42 Закона об образовании в РФ и такое лицо обучающимся с ОВЗ не является.
Статус ОВЗ присваивается ПМПК обучающимся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалией, легкой степенью выраженности дизартрии, заикания, ринолалии), детям с общим недоразвитием речи III – IV уровней речевого развития, у которых нарушены все компоненты языка, детям с нарушением чтения и письма; обучающимся, находящимся на II и III уровнях речевого развития, являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. А также обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статьей 79 Закона определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Согласно действующему законодательству ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.
Приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок).
Согласно подпункту "б" пункта 7 Порядка государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА) в форме государственного выпускного экзамена проводится для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 — 2018 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено понятие "Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья". Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Вместе с тем согласно пункту 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 заключение комиссии действительно для представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, иные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.
Учитывая вышеизложенное, поясняем. Если ребенок обучался по общеобразовательной программе, в течение всего срока обучения не нуждался в создании специальных условий для получения образования, аттестован положительно по основной общеобразовательной программе, то в создании специальных условий при прохождении ГИА он не нуждается, ГИА проходит на общих основаниях.
Согласно статье 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (далее – ППМС помощь) оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
ППМС-помощь включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
- помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Кроме того, на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Таким образом осуществление функции ПМПК не является предоставление ППМС помощи, так как не реализует мероприятия, указанные в статье 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" от 5 мая 2008 г. № 216-н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 22 мая 2008 г. под № 11731 в числе должностей работников образования официально закреплена должность "тьютор".
Согласно приказу Миздравсоцразвития Российской Федерации "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 6 октября 2010 г. № 18638 внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" определены трудовые функции должности "тьютор" и их характеристики.
Учитывая вышеизложенное, поясняем. Специалисты ПМПК вправе рекомендовать кроме специальных условий получения образования, обозначенных в статье 79 Закона об образовании, сопровождение тьютором.
Согласно ст. 58 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и приказа Министерства Просвещения России от 28 августа 2020 г. № 442 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" обучающиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Таким образом рекомендовать повторное обучение ПМПК не вправе.
Нет, нельзя. Медицинский диагноз можно прописывать только в медицинской документации. Согласно Закону об образовании РФ ПМПК определяет специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ.
Согласно Закону об образовании РФ ПМПК определяет специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ. Действующим законодательством не закреплена функция ПМПК как определение класса обучения.
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссии в Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07. Согласно данным рекомендациям при выводе о наличии особенностей развития, квалифицируемых как ОВЗ, ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей, говоря по-другому — адаптированной. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида.
Для того, чтобы успешно ввести звуки в речь, нужны многочисленные упражнения и тренировки, поэтому логопеду просто необходима Ваша помощь в коррекционном процессе. Чем тщательнее ребенок будет выполнять домашние задания и придерживаться советов и рекомендаций логопеда, тем быстрее он научится говорить правильно и красиво.
Если вы обнаружили, что у вашего ребенка имеются нарушения в речевом развитии, необходимо обратиться к логопеду. После обследования специалист скажет, какие именно нарушения имеются у ребенка. Не стоит пытаться вызывать звуки самостоятельно, следуя рекомендациям имеющихся в продаже пособий. Доверьте ребёнка профессионалу. Попытки исправить произношение самостоятельно могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или совсем отбить желание заниматься.
В школу зачисляются дети на основании личного заявления родителей (законных представителей). Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования", и программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
В соответствии с ст. 79 ФЗ № 273 органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Ознакомиться с адаптированными основными общеобразовательными программами можно по ссылке - https://nsk-2.ru/education-programs.html.
Согласно СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы:
- для глухих обучающихся - 6 человек,
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,
- для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,
- для слепых обучающихся - 8 человек,
- для слабовидящих обучающихся - 12 человек,
- для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 10 человек,
- для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек,
- для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек,
- для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,
- для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.
- Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
Питание обучающихся осуществляет организатор питания на основании заключенного Государственного контракта. По условиям Государственного контракта Исполнитель обязуется обеспечить обучающихся ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2» ежедневным двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), дифференцированным по возрастным группам (7-11 лет и с 12 лет и старше), в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; в соответствии с Приложением № 12 «Количество приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения» к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник согласно примерному меню, сборникам рецептур и картотек технологических карт на готовые блюда, разработанным Исполнителем (приложение № 3), в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами, требованиями СанПиН, ГОСТ, ТУ, Техническими регламентами Таможенного союза и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации. На основании Государственного контракта Исполнитель самостоятельно разрабатывает и согласовывает с Заказчиком меню для каждой возрастной группы детей на период не менее двух недель (с учетом режима образовательного учреждения).