В номере 46 (1008) "Нашей городской газеты" от 14.11.2018 года к Международному дню логопеда вышло интервью Екатерины Гилязовой со Светланой Петровной Трониной, учителем-логопедом нашей школы. Предлагаем вашему вниманию данный материал для ознакомления. Лексика, орфография и пунктуация оригиналы сохранены.
Чтобы дети умели общаться
Недавнее получение звания "Почётный работник сферы образования Российской Федерации" и профессиональный праздник сегодня - два этих события стали поводом для интервью с учителем-логопедом Новоуральской школы № 2 Светланой Трониной.
- Учителем-логопедом я работаю десять лет. До этого, - рассказывает Светлана Петровна, - преподавала в начальных классах в Ирбитском районе. В образовании в общей сложности - более двадцати лет. В моём первом классе учился ребёнок с нарушениями речи, а логопед - за семьдесят километров, помочь некому. Тогда, проработав год, я поступила на дефектологический факультет.
- Сложно было начинать?
- В любой профессии начинать сложно, и хорошо, когда у молодых специалистов есть наставник, который помогает словом и делом. Я очень благодарна своему наставнику. Она помогала мне во всём. Благодарна учителям, с которыми начинала работать. Они научили организовывать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Расскажите о значимых достижениях в профессиональной деятельности?
- В 2015 году я стала призёром в конкурсе на соискание премии губернатора Свердловской области в номинации "Педагогический работник специального (коррекционного) образовательного учреждения...".
- Каким должен быть логопед?
- Логопед, как и любой педагог, должен быть творческим, думающим, способным организовать и зажечь учеников.
- А самое интересное в работе?
- Самое интересное - дети. Они разные. Когда у них что-то получается, они радуются - и ты радуешься вместе с ними. Дети заряжают энергией.
- Школьный логопед отличается от других логопедов?
- В школе учитель-логопед продолжает работу, начатую в дошкольном учреждении, он работает над всеми сторонами речи, но особое внимание уделяет формированию и коррекции письменной речи. В первом классе много времени уделяем фонематическим процессам (это умение выделять звук, находить его место в слове, определять последовательность звуков в слове, придумывать слова на заданный звук). Если фонематические представления не сформированы, могут возникать ошибки в письме и при чтении. Важно продолжать пополнять словарный запас, развивать связную речь. Коррекционную работу проводим всю начальную школу, после уже сложно что-то скорректировать.
- Не всегда удаётся исправить дефекты речи?
- Случалось, что полностью скорректировать речь не удавалось, но на это были объективные причины. Когда есть органические нарушения центральной нервной системы, требуется медикаментозное лечение. Без него добиться чистой речи не всегда получается... В нашей школе для каждого ученика организуется психолого-медико-педагогическое сопровождение (занятия с психологом, учителем-логопедом, массаж, медикаментозное и физиолечение и т. д.). Комплексная работа даёт лучшие результаты. Главное - чтобы дети социализировались, умели общаться, чтобы нашли себя в будущем и были успешными.
- За десять лет методики в логопедии изменились?
- Методики, придуманные много лет назад мэтрами логопедии, мы и сейчас применяем. Но жизнь не стоит на месте, всё стремительно меняется, появляются новинки и в этой сфере. Мы активно используем их в своей работе.
- Трудно?
- Конечно! И морально, и физически. В нашу школу не приходят дети с лёгкими нарушениями речи. В основном это сочетанные нарушения. Большой объём работы приходится выполнять дома. Это и подготовка к занятиям, и самообразование.
- Что посоветуете будущим коллегам?
- Не бояться, творить, идти навстречу новшествам и внедрять их в жизнь.
- А родителям?
- В Новоуральске много логопедов, в каждом детском саду они есть. Если у ребёнка проблемы, специалист скажет об этом. Не стоит пытаться вызывать звуки самостоятельно, следуя рекомендациям имеющихся в продаже пособий. Доверьте ребёнка профессионалу. Были случаи, когда родители пытались сами поставить произношение и в результате вызывали неправильный звук... В заключение я хотела бы поздравить коллег с нашим праздником. Хочу пожелать огромных достижений в профессиональной сфере, хорошего настроения, радости, достатка, здоровья и успеха.
Екатерина ГИЛЯЗОВА, "НГГ", № 46 (1008) от 14.11.2018 года