"Наша городская газета" опубликовала статью под названием "Делал, что подсказывала совесть...", посвященную 60-летнему юбилею Игоря Константиновича Воробьева. Предлагаем Вам ознакомиться с этим газетным материалом. Орфография и пунктуация источника сохранена.
"Делал, что подсказывала совесть"
Приходит юбилей и, хочешь того или нет, заставляет "итожить то, что прожил". Чем он значительней, тем весомее итог. Недавно свое 60-летие отметил заслуженный учитель Российской Федерации, учитель-логопед высшей квалификационной категории, руководитель территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии школы 59 Игорь Константинович Воробьев, внесший большой вклад в развитие и совершенствование системы помощи детям с проблемами в развитии. Это и стало поводом для нашего разговора с этим творческим, инициативным, эрудированным специалистом и человеком, активно поддерживающим профессиональные новации.
- В Новоуральске всегда уделялось большое внимание оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Все главы города, с которыми мне приходилось работать, понимали проблему и помогали. Особенно много сделали для становления системы коррекционного образования руководители города Л. К. Пенских и Н.М. Лебедев, а также бывший начальник Управления образования Г. Д. Семенов.
Должен огромное спасибо сказать специалистам Центра диагностики и консультирования, его создателю Татьяне Львовне Садовской (она много сил и энергии вложила в то, чтобы Центр был открыт и эффективно помогал детям), директору Центра В. В. Спицкой. Мы постоянно взаимодействуем со специалистами ЦДК, которые, несмотря на то, что все мы сегодня переживаем нелегкие времена, вкладывают огромные усилия, чтобы улучшить здоровье детей.
Есть взаимопонимание и поддержка от руководителей и специалистов МДОУ и НЧДОУ УЭХК. Это грамотные, знающие люди. Мы чувствуем поддержку коллег из образовательных учреждений. Вся работа в школе лежит на плечах учителя. Без логопеда, психолога, без дефектолога, без школьного врача не добиться эффективности в нашей работе. Везде люди работают на совесть, делают все от них зависящее.
Работа в городе выстроена так, что нет никаких межведомственных трений, мы всегда со всеми находим общий язык. Но, к сожалению, не всегда удается добиться взаимопонимания с родителями. Очень хочется, чтобы они глубже вникали в жизнь своих детей, знали их проблемы. Призываю родителей к сотрудничеству.
- Что сегодня греет душу?
- Во-первых, создаются условия для плодотворной, эффективной работы, начиная сверху, с министерства образования Свердловской области, в том числе нормативная база для деятельности комиссии. Во-вторых, радует материальное оснащение, и, конечно, работа наших специалистов.
- Этот год позади, на следующий год какие задачи?
- В профессиональном плане перед нами задача - найти полное взаимопонимание с родителями. Поэтому уже в этом году встречались с городским родительским Советом - рассказывали о нашей деятельности. Мы запланировали выходить в коллективы больших муниципальных предприятий. Там же работают не только родители, но и бабушки-дедушки. Опыт показывает, что часто они в жизни ребенка играют большую роль, чем родители. К их советам прислушиваются. И, не читая лекции, а именно беседуя с ними, отвечая на их вопросы, мы будем стараться находить взаимопонимание, добиваться сотрудничества в преодолении проблем в развитии ребенка.
Почему это важно? Мы, обмениваясь опытом с коллегами из других городов области, увидели тенденцию - увеличилось количество детей с нарушением письменной речи. Тревожный симптом, так как это влечет за собой и психологические проблемы, и проблемы с успеваемостью, и, в конце концов, в получении профессии. Все это общими усилиями можно преодолеть. Нужно только понимание родителей и их сотрудничество со специалистами.
Мы живем не по календарному - по учебному году. Поэтому предстоит продолжить уже начатое. Дополнить банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и их образовательных потребностях. В муниципалитет передаются детсады УЭХК, поэтому необходимо обеспечить дальнейшее межведомственное взаимодействие для эффективной работы с детьми, требующими психолого-медико-педагогического сопровождения.
- Какие годы для вас лучшие: когда школу возглавляли или в Управлении образования работали?
- Они все для меня самые лучшие. Вообще, я считаю, мне повезло в жизни. Когда работал директором школы, окружали хорошие люди, понимающие учителя и родители. Огромную благодарность должен выразить Геннадию Демьяновичу Семенову и Галине Михайловне Новиковой. Это думающие, серьезные руководители. Я очень многому у них научился. В Управлении образования очень работоспособный талантливый коллектив, одаренные люди. И здесь, в комиссии, коллектив хоть небольшой, но дружный, взаимопонимание всегда находим.
- Как решается главная проблема нынешнего образования - финансирование?
- У нас есть все необходимое для работы. Но денег всегда не хватает. Конечно, хотелось бы очень многое приобрести, например медиасистему, мы могли бы тогда проводить учебу для педагогов на своей базе, особенно медико-педагогические консилиумы: мы здесь можем организовать до 15 рабочих мест. Вот такая вот у меня мечта. Либо телевизор с большим экраном - телевизионная техника у нас устарела.
- Спонсоры есть?
- Мир не без добрых людей. В прошлом учебном году нам подарили видеокамеру. Она позволяет значительно улучшить качество трансляции при проведении обследования.
- Наверняка среди новоуральских предпринимателей найдутся желающие помочь вам, только они не знают, в чем вы нуждаетесь.
- Прежде чем просить, надо что-то дать. Это мой принцип. Вот когда я обойду большинство трудовых коллективов с беседами, тогда, может быть, буду иметь моральное право что-то просить. Мне кажется, тогда просьбы будут звучать более весомо.
- Создание специальной школы для детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, - дело вашей жизни?
- Не было бы меня, был бы кто-то другой... Говорят, идеи в воздухе витают. Не я один - таких энтузиастов в городе очень много...
- Удовлетворение есть от того, что вы каждый день делаете?
- Конечно, есть. Когда я работал директором школы, а впоследствии заместителем начальника Управления образования, редко можно было сразу увидеть итог. Эта отстраненность от конкретного результата характерна для администрирования, поэтому большой радости от того, что ты сделал, как день прожил, не испытывал. Сейчас я получаю удовлетворение от того, что на каждый день ставлю небольшие задачи и решаю их. Будь то индивидуальные занятия с ребенком, беседа с родителями или консультации в образовательном учреждении, как например, сегодня: родители поняли проблему, повернулись к своему ребенку лицом; специалисты очень довольны, поскольку они теперь видят перспективы дальнейшей работы.
Это ежедневный труд. Он не глобален. Это кирпичик, который позволяет, образно говоря, в конечном итоге построить здание... Я исполняю свой профессиональный долг и получаю от этого удовлетворение.
Это, по-моему, правильная жизненная позиция - иметь свой "кирпичик". Делайте, что подсказывает совесть и велит профессиональный долг! Тогда будет что итожить в свой юбилей.
Надежда СТАХЕЕВА, "НГГ", № 50 от 15 декабря 2010 г.