Научные публикации

В сентябрьском номере газеты "Учитель" (№3 (16) - сентябрь 2014 года) были опубликованы статьи Игоря Константиновича Воробьева, председателя ТО ПМПК, и Светланы Викторовны Соловьевой, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей ГАОУ ДПО СО "ИРО".

Предлагаем Вам тексты этих материалов для ознакомления. Лексика, орфография и пунктуация оригиналы сохранены.


Актуальные проблемы и перспективы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии

В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в связи с введением ФГОС общего образования необходимо рассматривать как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов к построению образцов маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий (ТО ПМПК) Свердловской области показывает, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает не только сам ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и родители, педагоги и его ближайшее окружение. Особую роль играет индивидуальное сопровождение детей в образовательной организации, которое предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной "групп риска" (т.е. детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой подход к сопровождению детей с ОВЗ обеспечивает, на наш взгляд, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, а это предполагает постоянное осуществление их комплексной педагогической, психологической, социальной и медицинской поддержки.

Образовательные организации в силу объективных причин не в состоянии обеспечить создание таких условий, хотя в каждой школе сегодня обучаются дети с ОВЗ. Как быть в такой ситуации? Опытные руководители школ, как правило, обращаются за помощью в специализированные центры сопровождения детей с ОВЗ или ТО ПМПК при государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях.

Как преодолеваются основные проблемы сопровождения ребенка с ОВЗ и как организовано взаимодействие с муниципальными образовательными организациями - рассмотрим на одном из примеров деятельности ТО ПМПК ГБОУ СО ЦППРиК "Ладо" Полевского городского округа.

По мнению специалистов центра "Ладо", педагогам общеобразовательных школ часто приходится сталкиваться с пограничными состояниями, психопатиями и некоторыми психосоматическими функциональными отклонениями обучающихся. Это обусловлено рядом причин, наиболее выраженных в адаптационные периоды обучения. В связи с этим у многих детей, приходящих в школу в первый класс, наблюдаются низкие показатели готовности к школьному обучению, как следствие - не все первоклассники благополучно адаптируются к обучению в школе. Низкий уровень сформированности интеллектуальной сферы сочетается у них с устойчиво неблагоприятной структурой эмоционально-личностной сферы. К тому же эти дети часто болеют, что является дополнительным фактором школьной дезадаптации. Вместе с тем, как отмечают специалисты центра "Ладо", школа также может способствовать возникновению отклонений в психосоматическом здоровье учащихся или обострению уже имеющихся. Педагог не всегда знает, какие соматические заболевания и нервно-психические отклонения имеют ученики его класса. Незнание особенностей поведения и обучения таких детей приводит к их непониманию, невозможности ведения индивидуально-коррекционной работы, что усугубляет состояние их здоровья, приводит к хронической неуспеваемости или нарушению дисциплины.
Наиболее эффективной формой работы по созданию здоровьесберегающей среды является углубленное консультирование педагогов и родителей, ближайшего окружения ребенка с ОВЗ. На практике используются разнообразные формы консультирования:

  •  консультирование ребенка;
  • консультирование взрослого;
  • очное;
  • телефонное;
  • интернет-консультирование;
  • групповое и комплексное;
  • первичное и последующее.

Грамотно проведенное консультирование на данном этапе сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет успешно решать следующие вопросы:

  • выбор индивидуального образовательного маршрута;
  • решение личностных проблем развития ребенка с ОВЗ, в том числе на первоначальном этапе обучения;
  • преодоление последующих затруднений в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ.

Если при возникновении личностных или познавательных проблем ребенку с ОВЗ или нарушением поведения не оказывается необходимая помощь со стороны школы, то у него могут нарастать различные формы школьных неврозов, в том числе дидактогенный - как неадекватная компенсация неподготовленности к новым условиям развития. Эта проблема преодолевается путем тесного взаимодействия ТО ПМПК и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, что позволяет, по нашему мнению, создать психологически благоприятную атмосферу образования. Отношение родителей, педагога к ребенку с ОВЗ должно строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

Какова же роль ТО ПМПК в разрешении проблемы взаимодействия с образовательной организацией? Это в первую очередь различные виды помощи: психологическая, медицинская, логопедическая, педагогическая, методическая, юридическая. Как правило, такая помощь представляет собой различные виды консультирования, проведение тренингов, индивидуальных или групповых коррекционных занятий и др.

Следующая проблема касается каждого педагога, работающего с детьми с ОВЗ или с трудностями в поведении. Суть её в том, что для современного учителя возникает острая потребность продумывать соответствующую психологическую партитуру каждого урока, опираясь на закономерности протекания познавательных процессов. Это особенно актуально при осуществлении целенаправленной специфической помощи, ориентированной на коррекцию познавательных процессов или поведения. Собственно, в этом и заключается суть психологического сопровождения полноценной учебной деятельности. Специалисты ТО ПМПК в этой ситуации, используя различные виды консультаций, тренинги, дискуссии, "круглые столы" по повышению профессиональной компетентности педагогов, помогают учителям найти наиболее приемлемые и рациональные способы организации учебной деятельности при подготовке к уроку. Особую положительную роль в этом направлении играет обмен педагогическим опытом. Специалисты ТО ПМПК всегда принимают активное участие в проводимых Министерством общего и профессионального образования, Институтом развития образования Свердловской области научно-практических конференциях, постоянно привлекают для участия в них педагогов-практиков, работающих в сфере сопровождения детей с ОВЗ. В последнее время для обмена педагогическим опытом специалистами ТО ПМПК широко используется Интернет.

Сегодня мы живем и работаем в открытом образовательном пространстве, которое характеризуется сложившимися координационными, информационными связями между различными социальными службами, занимающимися детьми с ОВЗ в пределах микрорайона, городского округа, региона. Это повышает ответственность специалистов ТО ПМПК, поднимает их конкурентоспособность, требует занимать активную позицию в создании условий для обеспечения не только требуемого качества образования детей с ОВЗ, но и удовлетворения их потребностей в развитии интересов и склонностей.

И. К. Воробьев, руководитель территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии при ГКОУ СО "Новоуральская специальная (коррекционная) общеобразовательная


Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: направления инновационной деятельности


В системе образования Свердловской области образование детей с ограниченными возможностями здоровья является значимой составной частью и активно развивается в соответствии с векторами модернизации общего образования.
Инновационная деятельность - одна из ведущих тенденций развития современного общества в целом и системы образования, в частности.

Массовый характер инновационных процессов обусловлен неудовлетворенностью качеством и результатами социально-экономических процессов. Любое нововведение обусловлено потребностью в повышении качества и результативности работы в определенной сфере деятельности.

В нормативно-правовых документах отмечается необходимость обеспечения инновационного характера развития системы образования. Статья 20 закона "Об образовании в Российской Федерации" нормативно закрепляет статус экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Как обозначено в законе, инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Исключительно важным является нормативное закрепление оснований для развития инновационной структуры в образовании - инновации определяются приоритетами государственной политики. В полной мере этот тезис является применимым в контексте образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В системе образования Свердловской области образование детей с ограниченными возможностями здоровья является значимой составной частью и активно развивается в соответствии с векторами модернизации общего образования. В качестве основы нововведений мы рассматриваем необходимость обеспечения современного качества образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня на решение задачи обеспечения доступности образования для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья направлены усилия руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые векторы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья связаны с серьезным обновлением программно-целевых и нормативных правовых документов в сфере образования и потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
Основным фактором, стимулировавшим существенные изменения как в организации, так и в содержании психолого-педагогического сопровождения и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, стало введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Следует обратить внимание на такие направления инновационной деятельности:

  • обновление и реализация основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • разработка программ развития образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями к условиям реализации основных образовательных программ общего образования;
  • обновление подходов к организации и содержанию процесса духовно-нравственного воспитания и внеурочной деятельности обучающихся;
  • пересмотр внутренней системы оценки качества образования с учетом личностных, метапредметных и предметных результатов, а также результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  • использование в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья современных информационно-коммуникационных технологий: дистанционных образовательных технологий, интерактивных досок и столов, систем интерактивного голосования и опроса, современных программно-аппаратных комплексов для проведения коррекционной работы с обучающимися.
Не менее значимым фактором инновационной деятельности стало изменение контингента детей с ограниченными возможностями здоровья. В последнее десятилетие существенно возросла численность обучающихся со сложными дефекта-ми, расстройствами аутистического спектра, детей после кохлеарной имплантации. Востребованным направлением инновационной деятельности является организация обучения и коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в образовательных учреждениях для слабослышащих детей и детей с тяжелыми нарушениями речи.

Обозначенные факторы инновационной деятельности обусловили необходимость изменений в деятельности специалистов психолого-медико-педагогических комиссий с учетом требований к психолого-педагогическим условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В декабре 2013 года по итогам конкурсного отбора региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" Свердловская область вошла в число 17 победителей.

В период 2014-2016 годов пилотные площадки из числа образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и муниципальных образовательных учреждений будут работать по теме "Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья".

Апробация стандартов будет являться системообразующим компонентом инновационной деятельности в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако реализация данного направления требует четкой регламентации деятельности всех участников проекта для достижения системных изменений в управленческой, информационной, материально-технической сферах деятельности, а также в содержании и организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Полагаем, что участие образовательных учреждений в реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования станет основной точкой роста и позволит им выйти на новый уровень обеспечения доступности качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, соответствующий современным требованиям.

В перспективе это позволит образовательным учреждениям, участвующим в апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, транслировать эффективный педагогический опыт как на уровне Свердловской области, так и на уровне Российской Федерации.

С.В. Соловьева, канд. пед. наук, заведующий кафедрой методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей ГАОУ ДПО СО "ИРО"

Контакты

ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2"

624130, Свердловская область

г. Новоуральск, ул. Ленина, 34

Директор: (34370) 9-59-60

Секретарь: (34370) 9-36-34

Бухгалтерия: (34370) 9-56-95

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.