Аннотации к рабочим программам 1-3 классов ТНР ФГОС НОО ОВЗ

Рабочие программы по учебным предметам являются частью Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации";
  • Закон Свердловской области от 15.07. 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методичесого объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), http://fgosreestr.ru/;
    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы [Текст] / сост. Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2013;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", утвержденная приказом № 64 от 30.05.2016 г.

Программы обеспечивают реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программ определяется реализуемой образовательной системой "Школа России", использованием УМК "Школа России". Содержание программ ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, формирование полноценной речевой и учебной деятельности; направлено на формирование у обучающихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Программы обеспечивают достижение личностных, предметных и метапредметных результатов посредством дифференцированного, деятельностного и системного подходов.

Программы направлены на:

  • коррекцию и компенсацию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.), сопутствующих нарушений, двигательных функций (нарушения познавательной деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, неумение ориентироваться в ситуации общения, трудности речевой коммуникации, нарушения мелкой моторики);
  • формирование у обучающихся с ТНР навыков фонетически правильной разговорной речи, расширения лексического запаса, развития устной разговорной и письменной литературной речи;
  • создание комплекса условий, обеспечивающих качественное образование обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, социализации и интеграцию в общество детей с тяжелыми нарушениями речи.

В программах по каждому учебному предмету дается распределение учебных часов по разделам курса, в соответствии с содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа по учебному предмету содержит разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочая программа курсов внеурочной деятельности содержит разделы:

  • пояснительную записку;
  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

В рабочих программах представлено основное содержание по всем учебным предметам обязательной части учебного плана и коррекционным курсам на уровне начального общего образования.

Учебный предмет "Обучение грамоте" 1 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Прописи. 1 класс: учебное пособие. В 4 ч. Ч. 1, 2, 3, 4 / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - 20-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Литературное чтение. 1 класс: учебник. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 9-е изд. - М. : Просвещение, 2017. На изучение учебного предмета "Обучение грамоте" отводится: 1 класс – 165 часов (33 учебные недели).
Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и письмом характеризует более высокий уровень речевого развития ребенка и требует достаточно высокого уровня сформированности устной речи, языковых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).
В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического владения устной речью к осознанию языковых процессов.
Ведущим методом обучения грамоте обучающихся с ТНР является звуковой аналитико-синтетический метод.
Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода: добукварный; букварный.
В добукварный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного овладения чтением и письмом обучающиеся должны анализировать предложения на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, дифференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи, уметь отвечать на вопросы о прочитанном учителем тексте, составлять простые предложения. Овладению буквенными обозначениями предшествует работа по развитию двигательных умений (развитие тонкой ручной моторики) и анализу зрительно-пространственных отношений, обеспечивающих подготовку кинестетического и зрительного анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов, и умение ориентироваться на странице тетради, классной доске, а также формирование графомоторных навыков, необходимых для дальнейшего воспроизведения букв.
В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму.
Последовательность изучения звуков и букв обучающимися с ТНР определяется следующим образом – от правильно произносимых звуков (и соответствующих им букв) к наиболее трудным по артикуляции, далее к мягким согласным, звонким согласным, аффрикатам. Каждый звук изучается сначала на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква.
В процессе работы большая роль отводится звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
Программу учебного предмета "Обучение грамоте" составляют следующие разделы: фонетика, графика, чтение, письмо, слово и предложение, орфография, развитие речи.
Продолжительность учебного предмета "Обучение грамоте". определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся с ТНР. Обучение грамоте (письмо) идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
В процессе обучения детей с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание осуществляется с использованием различных методов, технологий, но имеет главной целью корригировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Система занятий предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания ставятся следующие задачи:
обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению; освоение общекультурных навыков чтения, формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом; овладение коммуникативной культурой, обогащение и активизация речи обучающихся, формирование умения выражать свои мысли; формирование у обучающихся интереса к книгам, к самостоятельному чтению; коррекция нарушений устной и письменной речи (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, преодоление аграмматизма, расширение речевой практики обучающихся, развитие познавательной деятельности, мыслительных операций, интеллектуальных, организационных умений); повышение уровня речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; овладение грамотой; профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности; формирование фонематических, лексических, морфологических, синтаксических обобщений, формирование навыков аккуратного, разборчивого, грамотного письма; развитие умения точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью и обогащение опыта коммуникации обучающихся; обеспечение условий для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
Учебные предметы "Обучение грамоте", "Русский язык", "Литературное чтение" и коррекционне курсы "Произношение", "Развитие речи", "Логопедическая ритмика", "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа" неразрывно связаны. Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование четкой, внятной речи на основе усвоения звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия для овладения чтением.

Предметные результаты освоения программы учебного предмета "Обучение грамоте": развитие функций фонематической системы; развитие базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма; умение различать понятия "предложение", "слово", "слог", "звук"; умение анализировать структуру простого предложения и слова; знание русского алфавита; умение различать зрительные образы букв; усвоение гигиенических требований при письме; умение графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения; овладение разборчивым, аккуратным почерком; первоначальное овладение навыком письма; овладение послоговым чтением, правильным пониманием читаемых слов, предложений, текстов; овладение языковыми обобщениями (фонематическими, морфологическими, синтаксическими); овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма.

Учебный предмет "Обучение грамоте (письмо)" 1 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Азбука. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Прописи. 1 класс: учебное пособие. В 4 ч. Ч. 1, 2, 3, 4 / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. - 20-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Литературное чтение. 1 класс: учебник. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 9-е изд. - М. : Просвещение, 2017. На изучение учебного предмета "Обучение грамоте" отводится: 1 класс – 132 часа (33 учебные недели).
Устная и письменная речь (чтение и письмо) неразрывно связаны между собой и представляют более сложную форму речевой деятельности.
Обучение грамоте (письмо) идет параллельно с Обучением грамоте, обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
В связи с этим в процессе преподавания ставятся следующие задачи:
коррекция нарушений устной и письменной речи (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, преодоление аграмматизма, расширение речевой практики обучающихся, развитие познавательной деятельности, мыслительных операций, интеллектуальных, организационных умений); повышение уровня речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; овладение грамотой; профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности; формирование фонематических, лексических, морфологических, синтаксических обобщений, формирование навыков аккуратного, разборчивого, грамотного письма; развитие умения точно выражать свои мысли в устной и письменной форме; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью и обогащение опыта коммуникации обучающихся; обеспечение условий для коррекции нарушений устной
Учебные предметы "Обучение грамоте", "Обучение грамоте (письмо)" "Русский язык", "Литературное чтение" и коррекционне курсы "Произношение", "Развитие речи", "Логопедическая ритмика", "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа" неразрывно связаны. Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование четкой, внятной речи на основе усвоения звуко-буквенного, звуко-слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия для овладения чтением.

Учебный предмет "Русский язык" 2-3 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Канакина, В. Г, Горецкий. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Канакина, В. Г, Горецкий. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018. На изучение учебного предмета "Русский язык" во 2-3-х классах отводится по 4 часа в неделю: 2 класс – 136 часов (34 учебные недели), 3 класс – 136 часов (34 учебные недели).
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи: сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания; повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; овладение грамотой; осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закрепить практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; сформировать фонематические, лексические, морфологические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи; формировать "чувство" языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных; выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; развить умение точно выражать свои мысли в устной и письмен¬ной форме; овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач; расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.
Каждый раздел программы включает перечень тем, расположенных в определенной логической последовательности, охватывает круг основных грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала обеспечивает условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.
На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.

Учебный предмет "Развитие устной и письменной речи" 2-3 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Канакина, В. Г, Горецкий. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Канакина, В. Г, Горецкий. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018. На изучение учебного предмета "Развитие устной и письменной речи" во 2-3-х классах отводится по 1 часу в неделю: 2 класс – 34 часа (34 учебные недели), 3 класс – 34 часа (34 учебные недели).
Курс "Развитие устной и письменной речи" направлен на формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у детей с ТНР. "Развитие устной и письменной речи" обеспечивает формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной, монологической) на основе развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного и словесно-логического мышления). Курс "Развитие устной и письменной речи" предусматривает работу по уточнению и обогащению словаря и развитию связной речи, которая является логическим продолжением системы работы над словом, словосочетанием, предложением, которая проводится на уроках русского языка.

Учебный предмет "Литературное чтение"  2-3 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Литературное чтение. 2 класс: учебник. для общеобразоват. учреждений с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 9-е изд. М. : Просвещение, 2018; Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с электрон. прилож. В 2 ч. Ч. 1, 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. На изучение курса "Литературное чтение" во 2-3-х классах отводится по 4 часа в неделю: 2 класс – 136 часов (34 учебные недели), 3 класс – 136 часов (34 учебные недели).
Учебный предмет "Литературное чтение" служит для реализации образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач. На уроках литературного чтения формируется функциональная грамотность, которая является основой эффективности обучения по другим учебным предметам начальной школы. Кроме этого, литература является одним из самых мощных средств приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, духовно-нравственного, эстетического воспитания. В чтении содержится коррекционно-развивающий потенциал, позволяющий использовать его в целях преодоления нарушений устной речи, чтения, вторичных отклонений в развитии мышления, памяти, воображения, развития коммуникативно-речевых умений обучающихся с ТНР.
Содержание программы по литературному чтению тесно связано с содержанием учебных предметов "Окружающий мир", "Русский язык", коррекционного курса "Развитие речи".
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетенции обучающихся с ТНР, определяющейся владением техникой чтения, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельного выбора, сформированного духовной потребностью к книге и чтению.
Основными задачами уроков литературного чтения являются: обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению, чтению вслух и про себя; освоение общекультурных навыков чтения, формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом; овладение коммуникативной культурой, обогащение и активизация речи обучающихся, формирование умения выражать свои мысли; расширение и углубление знаний обучающихся об окружающем мире; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведений; формирование у обучающихся интереса к книгам, к самостоятельному чтению; коррекция нарушений устной и письменной речи (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, преодоление аграмматизма, расширение речевой практики обучающихся, развитие их познавательной деятельности, мыслительных операций, интеллектуальных, организационных умений).
Программа по литературному чтению состоит из следующих разделов: "Виды речевой деятельности", "Виды читательской деятельности", "Круг детского чтения", "Литературоведческая пропедевтика", "Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)". С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программу по литературному чтению включается раздел "Коммуникативное и речевое развитие". Раздел "Коммуникативное и речевое развитие" ориентирован на решение коррекционно-развивающих задач в области преодоления первичного речевого нарушения и содержит значительный потенциал для работы по преодолению фонетического, лексико-грамматического дефицита, для формирования речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и говорением.

Учебный предмет Английский язык" 2-3 класс
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Английский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Кузовлев, Э. Ш. Перегудова, С. А. Пастухова, О. В. Стрельникова. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016; Английский язык. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, И. П. Костина, Е. В. Кузнецова. - 5-е изд. – М. : Просвещение, 2016. На изучение курса "Английский язык" во 2-3-х классах отводится по 2 часа в неделю: 2 класс – 68 часов (34 учебные недели), 3 класс – 68 часов (34 учебные недели).
Иностранный язык (английский язык) призван формировать коммуникативную культуру обучающегося, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Основными задачами уроков иностранного языка являются: формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты; расширение лингвистического кругозора обучающихся; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных обучающимся и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации обучающихся к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения; развитие личностных качеств обучающегося, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом; развитие эмоциональной сферы обучающихся в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка; приобщение обучающихся к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; духовно-нравственное воспитание обучающихся, понимание и соблюдение ими таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших; развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в паре, в группе; минимизация негативного влияния языковой интерференции.
В процессе освоения содержания учебного предмета "Иностранный язык" формируются: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме; языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомленность; общеучебные и специальные учебные умения.
Основным в содержании является формирование коммуникативных умений, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью обучающихся. Все указанное находится в тесной взаимосвязи, что обеспечивает единство учебного предмета "Иностранный язык". При этом овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения разными видами речевой деятельности (устной/письменной) уравниваются только к концу обучения в начальной школе.
Программа учебного предмета "Иностранный язык" представлена разделами "Предметное содержание речи", "Коммуникативные умения по видам речевой деятельности", "Языковые средства и навыки пользования ими".

Учебный предмет "Математика" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Математика. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Математика. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций с электрон. прилож. В 2 ч. Ч. 1, 2 / М. И. Моро, М. А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Математика. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / М. И. Моро, М. А, Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. На изучение учебного предмета "Математика" в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю: 1 класс - 132 часа (33 недели), 2 класс – 136 часов (34 недели), 3 класс – 136 часов (34 недели).
Основные задачи курса математики в начальной школе для обучающихся с ТНР заключаются в том, чтобы: сформировать психологические механизмы, обеспечивающие успешность овладения математической деятельностью и применения математического опыта в практической жизни; обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной символики чисел; сформировать стойкие вычислительные навыки; сформировать умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами; сформировать умение находить правильное решение задачи; сформировать представления об элементах геометрии (познакомить обучающихся с простейшими геометрическими понятиями и формами); развивать у обучающихся интерес к математике и математические способности; совершенствовать внимание, память, восприятие, логические операции сравнения, классификации, сериации, умозаключения, мышление; сформировать первоначальные представления о компьютерной грамотности; обогащать/развивать математическую речь; обеспечить профилактику дискалькулии.
Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, навыка понимания информации, представленной разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы, алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий), обеспечивает профилактику дискалькулии.
Основное содержание программы по математике включает изучение натуральных чисел и счетных операций, усвоение математической терминологии и письменной символики, связанной с выполнением счетных операций. Особое внимание уделяется доведению счетных операций до автоматизма, формированию счетных навыков (прямой, обратный счет, таблицы сложения, вычитания, умножения, деления).
Содержание программы по математике предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением обучающимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задач, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, что отражает специфику обучения математике обучающихся с ТНР.
Формирование счетных операций и вычислительных навыков осуществляется на основе тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, так как многие из них создают базис для овладения математическими умениями и навыками.
Уроки математики развивают наблюдательность, воображение, творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы, способствуют формированию навыков самоконтроля.

Учебный предмет "Окружающий мир" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников:
Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1, 2 / А. А. Плешаков. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций с электрон. прилож. В 2 ч. Ч. 1, 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с электрон. прилож. В 2 ч. Ч. 1, 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018. На изучение учебного предмета "Окружающий мир" в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю: 1 класс – 66 часов (33 недели); 2 класс – 68 часов (34 недели), 3 класс – 68 часов (34 недели).
Основные задачи учебного предмета "Окружающий мир" состоят в следующем: формирование научного мировоззрения обучающихся; овладение основными представлениями об окружающем мире; формирование умений использовать знания об окружающем мире, о живой и неживой природе на основе систематических наблюдений за явлениями природы для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы; формирование знаний о человеке, развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими; овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины; формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика; формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях; практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия; развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем; овладение знаниями о характере труда людей, связанного с использованием природы; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды; сенсорное развитие обучающихся с ТНР; развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью; развитие речи обучающихся; совершенствование познавательной функции речи; овладение знаниями о мероприятиях по охране природы на основе анализа конкретной деятельности в данной местности; воспитание гуманного отношения к живой и неживой природе, чувства милосердия, стремления к бережному отношению и охране природы; ознакомление обучающихся с необходимыми гигиеническими знаниями, формирование представлений о значении гигиенических навыков для здоровья и деятельности человека, формирование у обучающихся навыков личной и общественной гигиены.
Специфика учебного предмета "Окружающий мир" заключается в ярко выраженном интегрированном характере, обеспечивающим овладение природоведческими, обществоведческими, историческими знаниями, необходимыми для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение учебного предмета "Окружающий мир" имеет большое развивающее, корригирующее и воспитательное значение, способствует воспитанию любви к родной природе, уважения к труду, гуманного отношения к живой и неживой природе, милосердия, доброты.

Учебный предмет "Музыка" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Музыка. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Музыка 2 класс: учебник для общеобразоват. организацииий / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Музыка. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. На изучение учебного предмета "Музыка" в 1-3-х классах отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа (33 недели); 2 класс - 34 часа (34 недели), 3 класс - 34 часа (34 недели).
Основными задачами обучения музыке являются: формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному восприятию произведений музыкального искусства; развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; создание благоприятных предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации; развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом; формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся; закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Содержание программы учебного предмета "Музыка" по таким видам учебной деятельности как слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений тесным образом связано с содержанием коррекционных курсов "Произношение", "Логопедическая ритмика" и содержанием индивидуальной/подгрупповой логопедической работы, обеспечивая коррекцию психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Уроки музыки являются важным средством музыкально-эстетического воспитания обучающихся с ТНР. У обучающихся формируются глубокий и устойчивый интерес и любовь к музыке.

Учебный предмет "Изобразительная деятельность" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 8-е изд. - М. : Просвещение, 2018; Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд. - М. : Просвещение, 2017; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.; под ред. Б. М. Неменского. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018; На изучение учебного предмета "Изобразительная деятельность" в 1-3-х классах отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа (33 недели); 2 класс – 34 часа (34 недели), 3 класс – 34 часа (34 недели).
Основными задачами обучения изобразительному искусству являются: развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, способности наслаждаться искусством, раскрывать специфику художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства; формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; формирование основ художественной культуры, эстетического отношения к миру, понимания красоты как ценности, потребности в художественном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; развитие способностей к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; усвоение элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки; развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения; развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и умения отражать их в речи; коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные признаки, устанавливать их сходство и различие; коррекция недостатков в развитии мелкой моторики; развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков; усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.

Учебный предмет "Труд" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Технология. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017; Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. - 8-е изд. – М. : Просвещение, 2018; Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. организаций с электрон. прилож. / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. - 8-е изд. – М. : Просвещение, 2017. На изучение учебного предмета "Труд" в 1-3-х классах отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа (33 недели); 2 класс – 34 часа (34 недели), 3 класс – 34 часа (34 недели).
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного подхода к трудовому обучению, ориентирована на формирование у обучающихся с ТНР общих учебных умений и навыков в различных видах умственной, практической и речевой деятельности. Задачами программы являются: формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в трудовой деятельности; формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; освоение технологических знаний, технологической культуры, получаемых при изучении предметов начальной школы, а также на основе включения в разнообразные виды технологической деятельности; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития, помощи близким; обучение планированию организации практической деятельности, осуществлению объективной оценки процесса и результатов деятельности, соблюдению безопасных приемов работы при работе с различными инструментами и материалами; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, причастности к коллективной трудовой деятельности; овладение первоначальными умениями поиска, передачи, хранения, преобразования информации в процессе работы с компьютером; коррекция и развитие психических процессов, мелкой моторики, речи.

Учебный предмет "Физическая культура" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. На изучение учебного предмета "Физическая культура" в 1-3-х классах отводится 3 часа в неделю: 1 класс - 99 часов (33 недели); 2 класс - 102 часов (34 недели), 3 класс - 102 часов (34 недели).
Основными задачами программы по физической культуре для обучающихся с ТНР являются: формирование начальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека; укрепление здоровья обучающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, выработка устойчивости, приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды; содействие гармоничному физическому развитию; повышение физической и умственной работоспособности; овладение школой движения; развитие координационных и кондиционных способностей; формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и двигательных способностей; выработка представлений об основных видах спорта; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, сознательное их применение в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья; воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе занятий; воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Занятия физической культурой содействуют правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической и умственной работоспособности, освоению основных двигательных умений и навыков из числа предусмотренных программой по физической культуре для общеобразовательной организации.

Коррекционный курс "Произношение" 1-2 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Произношение. Мир звуков. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ V вида / Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – 3-е изд. – М. : Аркти, 2014; Произношение. Мир звуков. 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ V вида / Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – 3-е изд. – М. : Аркти, 2014. На изучение коррекционного курса в 1-2-х классах отводится 2 часа в неделю: 1 класс - 66 часов (33 недели); 2 класс - 68 часов (34 недели).
Коррекционный курс "Произношение" предусматривает формирование всех составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: психофизиологических механизмов, которые лежат в основе овладения произношением: правильного речевого дыхания, голосообразования, артикуляционной моторики; произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем); языкового анализа и синтеза; сложной слоговой структуры слова; формирование, развитие и обогащение лексического строя речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
На уроках "Произношения" закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные учебные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Коррекционный курс "Произношение" тесно связан как с учебными предметами, так и с другими коррекционными курсами. На занятиях "Развитие речи" обучающиеся в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а уроках "Произношения" этот же материал отрабатывается с точки зрения звуко-слоговой структуры. Коррекционный курс "Произношение" направлен на формирование правильного усвоения звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках "Произношение", "Развитие речи" обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу овладения грамотой. Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана с программами по учебным предметам "Обучение грамоте" и "Русский язык", но имеет опережающий характер.

Коррекционный курс "Логопедическая ритмика"  1-3 классы
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.
На освоение курса "Логопедическая ритмика" отводится в 1-3 классах 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа (33 недели), 2 класс – 34 часа (34 недели), 3 класс – 34 часа (34 недели).
Логопедическая ритмика способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка все систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируется координация движений, их переключаемость в пространстве, развивается произвольное внимание.
Курс "Логоритмика" тесно связан с коррекционными курсами "Развитие речи", "Произношение", учебными предметами "Музыка", "Физическая культура".

Коррекционный курс "Развитие речи" 1-3 классы
Программа реализуется на основе учебных пособий и учебников: Развитие речи. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учрежд.V вида. / Г. В. Чиркина, Е. Н. Российская. – М. : Аркти, 2012. На освоение коррекционного курса отводится в 1-2-х классах 2 часа в неделю, в 3-м классе 4 часа в неделю: 1 класс - 66 часов (33 недели); 2 класс - 68 часов (34 недели), 3 класс – 136 часов (34 недели).
Коррекционный курс "Развитие речи" тесно связан с учебными предметами предметной области "Филология" и ставит своей целью поэ-тапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На занятиях коррекционного курса "Развитие речи" обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они учатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса, и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.
Целью работы по развитию речи является формирование и систематическое совершенствование полноценных языковых средств общения и мышления у обучающихся с ТНР.
Реализации цели осуществляется в процессе решения следующих задач:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развитие познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными морфологическими закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Задачи занятий по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи занятий по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержании учебных предметов.

 Коррекционный курс "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа" 1-3 классы
Цель курса: развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся с ТНР.
Задачи курса: формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции: лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической; овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
На освоение коррекционного курса отводится в 1-3-х классах 2 часа в неделю: 1 класс - 66 часов (33 недели); 2 класс - 68 часов (34 недели), 3 класс – 68 часов (34 недели). Занятия проводятся индивидуально по 20 минут и малой подгруппе по 2 обучающихся до 40 минут.
На освоение коррекционного курса "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа" в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю 33 недели): 33 ч (66 занятий по 20 минут), 33 ч (1 ч в неделю, малой подгруппой по 2 обучающихся).
Курс направлен на коррекцию устной речи обучающихся, на профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Содержание курса "Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа" имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе, позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Мозаичный состав обучающихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возможности детей, требуют дифференцированных и индивидуальных форм организации логопедической работы, поэтому для каждого конкретного обучающегося составляется перспективный план индивидуальной и подгрупповой логопедической работы в соответствии со специфическими нарушениями речи этого ребенка.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.
Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Контакты

ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2"

624130, Свердловская область

г. Новоуральск, ул. Ленина, 34

Директор: (34370) 9-59-60

Секретарь: (34370) 9-36-34

Бухгалтерия: (34370) 9-56-95

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.